Планета Земля
Географическая риттеровская концепция гуляет сейчас по миру под названием «тейярдизм», — и это одно из самых популярных философско-религиозных течений (кстати — осужденное Ватиканом), представители которого искренне ищут контакта между религией и диалектическим материализмом. Основателем этого идеологического феномена был француз Тейяр де Шарден...
Про НТР слышали все. Определение, которое можно глянуть в любом справочнике, четко и лаконично описывает понятие, но нет объяснения самому феномену научно-технической революции, с чего бы это он и откуда?.. С позиций же географии все раскладывается до удивления ясно и просто: то, что принято называть НТР, это всего лишь отражение в нашем сознании неизмеримо более глубокого объективного процесса революционного преобразования планеты, возникновения новых геосфер...
Геодетерминизм действительно по древности своей может поспорить с какими угодно и мифами, и сказками, ибо и мифы, и сказки без окружающего нас с вами мира, как и реальный человек, будь он сказителем семи пядей во лбу, — это больше, чем философское «ничто», это «нечто» абсолютно нереальное...
Логическое завершение представления Риттера о культурной сфере и Мечникова о культурной географической среде получили в 30-х годах двадцатого столетия во взглядах Вернадского на ноосферу как измененную человеком комплексную земную оболочку. В этой вполне цельной и единой концепции известных географов упор сделан на положительной стороне воздействия человека на природу, хотя и не забывается о сведении лесов, обмелении рек, истощении почв, ветровой эрозии...
В 50-х годах позапрошлого столетия в захудалом тогда провинциальном городишке Липецке появился молодой учитель географии, обликом своим задававший и встречным и поперечным загадку: то ли — нищета, то ли — оригинальничание... Ни то, ни другое ни уездному начальству, ни господам попечителям не нравилось, и приходилось внебрачному сыну князя Гагарина часто менять места своего учительства... Имя его — Николай Федорович Федоров...
Из поколения в поколение, скажем, собаки живут среди людей и остаются при этом собаками. Ни одна порода собак не перешла на прямохождение, не заговорила человеческим языком, не сравнялась по средней продолжительности жизни с человеком. Науке давно известны случаи похищения и воспитания человеческих младенцев животными. Во всех этих случаях детеныши человека вырастали зверем, утрачивали почти все человеческие признаки. И не только признаки — способности к прямохождению, к усвоению человеческой речи; даже срок жизни их соответствовал средней продолжительности жизни воспитавших их животных...