Наблюдательный читатель может обратить внимание, что в заключительных абзацах предыдущей статьи упоминаются слезы португальских матерей и ничего не сказано о слезах африканских женщин, — ведь экспедиции Генриха-Мореплавателя положили начало работорговле. Увы, так оно и было. И слабым утешением была бы ссылка на эпоху, на рабство, «имевшее место» среди самих африканцев... Первооткрывательство отнюдь не исключало жажды наживы, и даже очень умные люди той эпохи воспевали подвиги мореплавателей-грабителей. Мечтания принца Генриха осуществил в конечном итоге Васко да Гама — он завершил описание побережья Африки и с помощью арабов нашел дорогу в Индию. Первое плавание Васко да Гамы в Индию еще было первооткрывательским и с некоторыми натяжками может быть отнесено к путешествиям в том смысле, в каком мы ведем сейчас о них разговор. Второе плавание было откровенно грабительским... Величайшая — после «Одиссеи» — поэма, посвященная путешествиям, — это поэма португальца Камоэнса «Лузиады», воспевающая подвиги Васко да Гамы...
Вернемся, впрочем, к исчезнувшему мысу «Нон плюс ультра». Будь это исчезновение только историко-научным фактом, ему, очевидно, не стоило бы придавать столь большое значение в статье о путешествиях, но по большому счету оно символично: подобные события, как ничто другое, способствуют тому, что можно назвать «раскрепощением духа». Да, раскрепощение человеческого Духа, и ни малейшей напыщенности нет в этом выражении, ибо свершенное одним действительно словно удесятеряло духовную мощь других. Вот несколько примеров.
Колумб. Всем известно, с каким трудом он пересек Атлантический океан, известно, что матросы бунтовали, требуя повернуть каравеллы обратно... Корабли Колумба не были, конечно, гигантами. Но управляли ими умелые и относительно многочисленные экипажи. Мы справедливо оцениваем плавания Колумба как подвиг.
...А в наши дни регулярно проводятся спортивные «бега» на яхтах-одиночках (с одним человеком на борту) по маршруту Европа — Америка... Да что наши дни! Уже вскоре после Колумба маршрут его стал называться капитанами таких же каравелл «дамской дорогой»!
Магеллан — железная натура — едва одолел на редкость спокойный — Тихий! — океан. Кругосветные плавания «дамской дорогой» не назовешь, но все же теперь и они не диво: яхтсмены-одиночки состязаются в скорости — кто быстрее обогнет земной шар, причем нередко без всяких остановок.
Несколько десятилетий альпинисты штурмовали высочайшую вершину мира — Эверест, и безуспешно. Но едва стало известно, что на нее взошли новозеландец Хиллари и шерп Тенсинг, как следом за ними поднялись на Эверест швейцарцы, американцы, индийцы, японцы, причем поднимались не только мужчины, но и женщины, в числе первых японка Юнка Табей, тибетка Фантог, польская альпинистка Ванда Руткевич, а советские альпинисты осуществили даже ночные восхождения.
Поразительно! Поразительно в особенности потому, что во всех этих случаях и речи не может быть о торжестве техники, трудности ожидали последователей огромные. Но и Колумб, и Магеллан шли в неизвестность, на пути их стояли барьеры, казавшиеся непреодолимыми, им первым суждено было снести предупредительный знак «Не дальше». А последователям их, как и последователям первовосходителей на Эверест, было легче, проще, ибо знали они, что задуманное ими человеку по силам. Повторяю: не физически легче. Но литература путешествий, сообщая о свершенном, снимала психологические барьеры, раскрепощала дух, и потому она постоянно расширяла и расширяет человеческие возможности. Но разве только для путешествий важно устранение психологических барьеров?